Комментарий к переводу  
     
 
Byousoku 5 Centimeter
5 Centimeters per Second
5 сантиметров в секунду
Авторские комментарии к фильму.

Текст: Eujine
Редакция: Hiroki

Официальный сайт: http://5cm.yahoo.co.jp
Anidb: http://anidb.info/perl-bin/animedb.pl?show=anime&aid=4568
Википедия: http://en.wikipedia.org/wiki/5_Centimeters_per_Second

Первая часть фильма была впервые показана на интернет-вещательном канале Yahoo! 16 февраля 2007 года. Премьера полного фильма, состоящего из трех частей, состоялась 3 марта в Токио. DVD вышел 19 июля.

Скрипт представлен в версиях под оригинальную ONA (только первая часть) и под DVD.

Действие первой серии фильма происходит в 90-е годы XX века. Тогда даже в Японии мобильные телефоны еще не были распространены, а составлять маршрут 100-км поездки по запутанной сети железных дорог приходилось вручную...

Немного о железных дорогах, или почему может быть так сложно проехать 100 км
Все японские дороги находятся в частном ведении. Государственная компания Japanese Railways, JR, была приватизирована и разделена на Восточную и Западную компании, соответственно JREast и JRWest. Это произошло около 50 лет назад. Однако в Японии повсеместно продолжают противопоставляться "JR" и "private railways".
Огромное количество линий, станций пересадок и особенности организации ж/д индустрии могут превратить даже небольшую поездку в долгое путешествие.

В настоящее время, чтобы спланировать свой маршрут на общественном транспорте, японцу не требуется много времени - достаточно залезть на специализированный сайт http://www.hyperdia.com/ и просто ввести названия станции отправления и прибытия, а также желаемое время отправления. Что-то подобное нашему www.polets.ru - уважаемые зрители могут сами поэкспериментировать, сайт имеет полнофункциональную английскую версию. Мы тоже попробовали; оказалось, что в наши дни Тоно-куну, отправляйся он в 15-50 из Готокудзи, понадобилось бы менее трех часов, чтобы добраться до Акари. И пересадок пришлось бы делать всего лишь две. Однако полтора десятка лет назад, видимо, все было чуточку сложнее...

Ночью железнодорожное сообщение прекращается, поэтому сейчас, как и в то время, припозднившемуся посетителю Ивафунэ придется ждать первого поезда до утра...

Следует также отметить, что Тоно-кун, похоже, пользовался в основном обычными пригородными поездами, по возможности экономя на синкансэнах. По крайней мере, сейчас поездка до Ивафунэ с использованием синкансэна обходится более чем вдвое дороже.

Возможно, зрителю будет любопытно посмотреть на путь, который предстояло преодолеть Тоно-куну.
Предвосхищая это желание, мы составили и поместили в архив предполагаемую схему его движения. Посмотрите, это очень любопытно!

Маршрут Тоно-куна:
Отправление со станции Готокудзи (линия Одавара);
Синдзюку (пересадка с линии Одавара на линию Сайкё);
Омия (пересадка с линии Сайкё на линию Уцуномия);
Куки (станция на линии Уцуномия, упоминается в фильме);
Ноги (станция на линии Уцуномия, упоминается в фильме);
Ояма (пересадка с линии Уцуномия на линию Рёмо);
Прибытие на станцию Ивафунэ (линия Рёмо, недалеко от Тохоку).


Некоторые термины, имена, названия и другие комментарии
Окасё - название первой серии. На английский переводят как "The Chosen Cherry Blossoms". Нам больше по душе "Лепестки сакуры".

Мими - так звали кошку из первого фильма Синкая "She аnd Her Cat".

Опабинии, галлуцигении, аномалокарисы - ископаемые животные, жившие в кембрийский период (570-505 млн. лет назад).

Готокудзи - район Токио, в котором живет Тоно. Там находится знаменитый храм, легенда о котором является одной из версий происхождения талисмана манэки-нэко (это такие статуэтки кошки - наверняка вы их не один раз видели).

Синдзюку, Омия, Куки, Ояма - станции пересадок на пути Тоно к Акари. Все названия населенных пунктов приведены в соответствии с транскрипцией, принятой в доступных нам атласах и справочниках.

Мусаси-Урава - станция по линии Тохоку. Мусаси - прежнее название провинции Сайтама. Т.е. название составное, как, к примеру, Москва-Павелецкая.

Ивафунэ - город в провинции Тотиги, в котором живет Акари.

Ходзитя - японский жареный чай. Обычно поджаривается бантя или смесь сэнтя и бантя, получаются коричневого цвета листочки. Продается как фасованный готовый продукт, заваривается как бантя - почти кипятком. По вкусу чуть напоминает другой японский чай - рисовый гэнмайтя. В общем, совершенно обычный японский чай. Тоно-кун, конечно же, много раз пил его раньше.

"Не надо, я вернусь на скутере". Скутеры, используемые поголовно всеми школьниками в этом фильме - Honda Super Cub, они называют их "Кабу". Это легендарная модель компании Хонда, с небольшими изменениями стоящая на конвейере с 1958 года по сей день. У модели есть модификация поменьше - Little Cub, но в фильме фигурирует именно Super Cub. Решили обойтись словом "скутер" - так всем понятнее (к тому же не возникает путаницы с именем собаки). :)

"Едет на стартовую площадку в Минамитанэ". В Минамитанэ расположены штаб-квартира JAXA - Японского агентства аэрокосмических исследований и Космический центр Танэгасима. Сам город Минамитанэ находится на небольшом острове Танэгасима (префектура Кагосима), в 115 км к югу от Кюсю.

NASDA (надписи на ракете) - National Space Development Agency (Национальное агентство по исследованию космоса). Одна из трех организаций, объединившихся в 2003 году в JAXA. Немного странно, что авторы фильма решили использовать название реально существовавшей организации. Возможно, дело как раз в том, что сейчас NASDA больше нет, а может, ограничения на демонстрацию в фильмах названий организаций, принятые в японском законодательстве, не касаются организаций государственных... В любом случае, во время действия второй части фильма NASDA еще существовало и как раз занималось японской программой орбитальных запусков с использованием ракеты-носителя H-II.


Ну вот вроде бы и все, что хотелось сказать. Текст делался на основе ансабов Bikasuishin, KissSub, Anime-RG.
Отдельные фразы разбирались с японского скрипта, ближе всего к которому оказались, пожалуй, KissSub.
Если найдете замечания - сообщите, пожалуйста, нам (адреса эл. почты - в наших профилях).

Огромное спасибо maXmo за осмысленные и корректные замечания.
Постарались все учесть.

Приятного просмотра!