Комментарий к переводу  
     
 
Uchuu Senkan Yamato 2199: Hoshi-Meguru Hakobune
Space Battleship Yamato 2199 Odyssey of the Celestial Ark
Космический линкор Ямато 2199: Одиссея небесного ковчега


Полнометражный фильм, основанный на событиях сериала Uchuu Senkan Yamato 2199.

Дата выхода: 6 декабря 2014 года

Производство Xebec при участии Bandai, Voyager Entertainment и других


Режиссер: Bessho Makoto, Izubuchi Yutaka
Сценарий: Izubuchi Yutaka
Композитор: Miyagawa Akira, Miyagawa Hiroshi (сын и отец)
Оригинальный замысел: Matsumoto Leiji и Nishizaki Yoshinobu
Дизайн персонажей: Yuki Nobuteru
Дизайн механизмов: Tamamori Junichiro, Ishizu Yasushi


Перевод делался по английским субтитрам.
Особая благоданость Хёка с форума сайта Kage Project за помощь с переводом надписей.

Немного истории

В 1973 году Nishizaki Yoshinobu задумал создать космическую версию "Повелителя Мух",
(The Lord of the Flies, роман английского писателя Уильяма Голдинга, вышедший
в 1954 году, повествующий о злоключениях детей на необитаемом острове). В аниме
предполагалось рассказать о приключениях международного экипажа подростков,
странствующих по космосу на корабле-астероиде в поисках планеты Искандар. Проект
должен был называться "Астероидный корабль Икар".
Однако, с приходом в проект Matsumoto Leiji, идея сюжета была пересмотрена. Теперь
экипаж стал взрослее, корабль получили путем перестройки древнего линкора Ямато, и
местонахождение Искандара было известно, оставалось только прорваться сквозь все
заслоны врага. Вообще, Matsumoto принес в это аниме свой уникальный стиль рисовки,
узнаваемые с первого взгляда лица персонажей и прорисовку космических кораблей. В
глазах фанатов Matsumoto считается истинным автором аниме.
Показ первого сезона Uchuu Senkan Yamato начался 6 октября 1974 года. Не все шло
гладко, менялся состав группы аниматоров и сейю, спешка и несогласованность вела к
досадным ляпам, вроде забытого в поле cell'а с изображением Ямато и т.д.
Первоначально планировалось выпустить 39 серий, но из-за ошибки с выбором времени
эфира сериала - Ямато заменил ориентированный на младших школьников сериал Heidi,
girl of the Alps - ожидаемых рейтингов набрать не удалось. В результате, сериал был
сокращен до 26 серий за счет урезания сюжетных линий, в частности, полностью
отказались от линии капитана Харлока.
Далее последовали полнометражные фильмы и два ТВ-сезона, пока 19 марта 1983 года на
экраны не вышел пятый полнометражный фильм Uchuu Senkan Yamato - Kanketsuhen (Space
Battleship Yamato: Final Chapter, или Final Yamato) - Космический линкор Ямато:
Последняя глава.
Потом последовали годы тишины. Попытки "реанимировать" Ямато предпринимались, но все
они разбивались о жесточайшие споры об авторских правах между Nishizaki Yoshinori,
Matsumoto Leiji и компанией-дистрибьютором Tohokushinsha Film Corporation.
В марте 2002 суд признал, что все права на Ямато принадлежат Nishizaki. Nishizaki и
Matsumoto достигли соглашения о "разделе сфер влияния", и Nishizaki объявил о начале
работ над новым фильмом Uchuu Senkan Yamato: Fukkatsu hen. Фильм вышел на экраны
только в декабре 2009 - опять виной задержек были юридические споры.
В ноябре 2010 года трагически погибает Nishizaki Yoshinobu. На поминках его приемный
сын, Nishizaki Shoji, заявляет, что он продолжит дело своего отца.
Июль 2011 года. На выставке Anime Expo в Лос-Анджелесе Kobayashi Makoto объявляет,
что идет подготовка съемок нового ТВ-сериала, ремейка оригинального первого сезона.
Ремейк шел в эфире с 6 апреля по 29 сентября 2012 года и был очень горячо принят
фанатами Ямато.
Не останавливаясь на достигнутом, авторы выпустили еще два полнометражных фильма,
Uchuu Senkan Yamato 2199: Tsuioku no Kokai, компиляцию нового ТВ-сериала, и Uchuu
Senkan Yamato 2199: Hoshi-Meguru Hakobune, описывающих события в промежутке между 24
и 25 эпизодами. Фильм не только дополнят и расшиояет события ТВ-сезона, но также
представляет нам новых героев, ранее мелькавших лишь в эпизодах. А еще нам показали
новых главных врагов, гатлантисиан, Кометчиков, так что есть надежда на продолжение.
В первую неделю продаж "Небесный ковчег" собрал 68.8 миллионов йен.

Комментарии


Эпиграфом к фильму служит фрагмент текста с древних вавилонских табличкек с мифом о
всемирном потопе, конкретно, с таблички номер IV:

В Киуре бога [...] стена [...]
Зиусудра, у края встав, слышит [...]
"Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!
Потоп пронесется надо всем миром,
Дабы семя человечества уничтожить.
Окончательное решенье, слово божьего собрания [...]
Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг,
Царственность, ее прерывание [...]"

Перевод В. К. Афанасьевой


Капитан Окита слушает пластинку с народными швабскими песнями. Пластинка называется
"Muss i denn" - по названию песни "Должен я" (Muss i denn, muss i denn), слова
народные, музыка композитора Фридриха Зильхера. Первый куплет:

Должен я, должен я
Завтра город покидать,
Город покидать,
И тебя покину я.
Жди меня, жди меня,
Если в город, в город я,
В город, в город я
Вновь приду, любовь моя.
Мне с тобой нельзя минутки быть,
Но люблю я лишь только тебя.
Жди меня, жди меня,
Если в город, в город я,
В город, в город я
Вновь приду, любовь моя.


На полочке с личными вещами в каюте Кирию Микаге лежат три книги: скандинавские
мифы, история линкора Императорского флота Ямато и книга о творчестве французского
художника Анри Руссо. Мир, в котором окажутся члены десантной партии, будет нести в
себе фрагменты информации из этих книг: мировое дерево Иггдрасиль на горизонте,
модель Ямато и фотографии в отеле, картины Анри Руссо на стенах.

О картинах: картина, заменившая вход в отель - "Сон", к номере Кирию висят картины
"Карнавальный вечер" и "Корабль, попавший в шторм ", в коридоре (когда Савамура
делится едой) - "Веселые шуты".

Отель Ямато - упоминание о сети отелей в стиле модерн, построенных в Маньчжурии
правлением Южно-Маньчжурской железной дороги в период с 1910 по 1940 года. Ряд этих
отелей, хоть и под другими именами, существуют и по сей день.


Южно-Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД) - железнодорожная магистраль в Маньчжурии,
от Харбина до Люйшуня (Порт-Артура) длиной 1022 км. Южно-Маньчжурская ветвь, как
часть Китайско-Восточной железной дороги, была построена по линии Харбин-Порт-Артур
в 1898-1903 годах. Строительство этой линии велось на основании Русско-китайской
конвенции 1898 года для установления железнодорожного сообщения с Квантунской
областью и портами Дальним и Порт-Артуром. Японская часть Южно-Маньчжурской железной
дороги управлялась Южно-Маньчжурской железнодорожной компанией.

Иггдрасиль (также Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) - Мировое дерево (Дерево
жизни) в германо-скандинавской мифологии - это исполинский ясень (или тис), в виде
которого скандинавы представляли себе вертикальную структуру мира.


Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Felix Rousseau, по прозвищу Le Douanier,
<Таможенник>; 1844-1910) - французский живописец-самоучка, один из самых известных
представителей наивного искусства, или примитивизма. Уже при жизни в художественном
сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и
оригинальные сюжеты, Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в
жизни не видел. Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице
Неккера после того, как поранил себе ногу.

"Сон", 1910 - последняя картина Анри Руссо, написанная за несколько месяцев до
внезапной смерти художника. Она получила широкое признание и критиков, и публики
сразу после выставки "Салона Независимых". Как объяснял сам Руссо, на полотне
изображен сон, который видит лежащая девушка.

"Карнавальный вечер", 1886 - одна из ранних картин Руссо. Картина вызвала насмешки
публики нарочитым построением планов и слишком тщательно выписанными деталями
пейзажа. Однако, когда к ней, думая позабавить, подвели Камиля Писсарро, он пришёл в
восторг от богатства тонов картины и стал расхваливать творчество Руссо. Благодаря
этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность. Уже в "Карнавальном вечере"
присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах:
чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех
элементов композиции.

"Веселые шуты", 1906

"Корабль, попавший в шторм", (Le navire dans la tempete), 1896

Хелен Адамс Келлер (Helen Adams Keller; 1880-1968) - американская писательница,
лектор и политическая активистка. В возрасте девятнадцати месяцев Келлер перенесла
заболевание (предположительно, скарлатину; осматривающий педиатр классифицировал
расстройство как "воспаление мозга"), в результате которого полностью лишилась слуха
и зрения. В те годы только начала проводиться работа с подобными детьми. Когда Хелен
достигла семилетнего возраста, её родители решились подыскать для дочери учителя.
Директор школы Перкинса для слепых прислал им молодого специалиста Энн Салливан.
Салливан сумела найти подход к девочке, что стало существенным прорывом в
специальной педагогике. Келлер стала заметным филантропом и активистом. Она
поддерживала фонды обучения и социализации инвалидов, была активным деятелем
Американского союза защиты гражданских свобод. За её заслуги в 1964 году Линдон
Джонсон наградил её Президентской медалью Свободы. С 1980 года указом Джеймса
Картера её День рождения отмечается как День Хелен Келлер. Помимо этого, Келлер
стала объектом массовой культуры, где её образ был популяризован Уильямом Гибсоном в
пьесе "Сотворившая чудо".

Шамбло - (Shambleau) рассказ американской писательницы К.Л. Мур, ее первая
профессиональная работа и самый знаменитый рассказ. Впервые опубликован в ноябре
1933 года в журнале "Weird Tales" ("Странные истории"), позже неоднократно
переиздавался. Главный герой рассказа, космический пилот и контрабандист Нордвест
Смит, один из постоянных героев автора, спасает от толпы прекрасную инопланетянку.
Лишь позже он осазнает, какую ошибку он допустил - инопланетянка по имени Шамбло
питается жизненной силой своих жертв, ввергая их на это время в состояние чистейшего
экстаза. Спасается герой только благодаря помощи своего компаньона, заставившей
Шамбло взглянуть на себя в зеркало.

Кэтрин Люсиль Мур (Catherine Lucille Moore, 1911 - 1987) - американская писательница
жанра фэнтези, супруга и соавтор Генри Каттнера.

Имя расы Джирел, кстати, так же навеяно творчеством пистальницы Катрин Мур. Джирел
из Джойри, еще один постоянный персонаж писательницы, героиня ряда рассказов из
серии "меча и магии", публиковавшихся в журнале "Weird Tales" с 1934 по 1939 годы.
Джирел - высокомерная, гадменная, упрямая и прекрасная правительница свлих земель,
расположенных где-то в средневековой Франции. В своих приключениях она постоянно
сталкивается с опаными сверхестественными явлениями.

В фильме использованы фрагменты музыки из ранних произведений саги: тема Терезы из
второго ТВ-сезона и "Новая Галактика" из "Ямато навеки".

Планета-сирота в сценарии носит имя "Каппадогия" ("Kappadogia"). Это имя происходит
от имени "Каппадокия" ("Cappadocia"), района Турции, имеющего очень схожий ландшафт.

Интересный факт: если длина Ямато в материалах к оригинальным ТВ-сезонам указывалась
равной 263 метрам, как у "настоящего", еще не космического, линкора Ямато, то при
разработке 3D-модели к ремейку ТВ-сезона размерности космического линкора
пересчитали в соответствии с размерностями мостика, и теперь длина Ямато составляет
333 метра. Это означает, что "космический" Ямато из ремейка (и связанного с ним
"Небесного ковчега") не является прямой переделкой оригинального Ямато!


Ямато не крейсер!

Один из вариантов английского названия аниме звучит как "Space Cruiser Yamato"
"Космический крейсер Ямато". Да и вообще, Ямато часто в анимешных субтитрах именуют
крейсером. Это в корне неверно! Ямато, как и его систершип Мусаси, строился и вошел
в строй как линкор - корабль совершенно иного типа и назначения. Назвать Ямато,
самый крупный, самый сильнобронированный, самый мощновооруженный корабль Второй
мировой войны, крейсером... на такое могли пойти только японцы. Nishizaki, большой
поклонник парусного спорта, лично дал указание перевести название аниме на
английский как "Space Cruiser Yamato", чтобы позже применить его для своей яхты
крейсерского класса. Но, тем не менее, позже истина была восстановлена, и последние
релизы Uchuu Senkan Yamato у компании-правообладателя Voyager Entertainment шли под
названиями Star Blazers или Space Battleship Yamato.


И немного про Ямато

Линкор Ямато был заложен в 1937 году, спущен на воду в августе 1940, введен в строй
16 декабря 1941 года, а к 22 мая 1942 года линкор обрел полную боеготовность. С
водоизмещением в 72 тысячи тонн и длиной в 263 метра был одним из самых крупных в
мире боевых кораблей (уступал только систершипу Синано, перестроенному на стапелях в
авианосец), и утратил "пальму первенства" с вводом в строй американских авианосцев с
ядерной силовой установкой типа "Нимитц". Главное вооружение Ямато - девять 460-мм
орудий (18.1 дюйма) до сих пор самой мощное артиллерийское вооружение для корабля.
Толщина брони в лобовой части башен достигала 610 миллиметров.
В то же время, Ямато некоторые историки считают самым бесполезным кораблем Второй
мировой войны. Его чрезвычайно мощное вооружение прежде всего причиняло вред ему же
самому (мощная струя пороховых газов ломала надстройки и сносила зенитные установки,
пришлось менять конструкцию), а по причине чрезмерной дороговизны ни Ямато, ни
Мусаси практически не участвовали в боевых действиях - в отличие от "обычных"
линкоров, которым пришлось немало повоевать даже в "век авианосцев".
Последний поход Ямато к берегам Окинавы был жестом отчаяния - от Японского
Императорского флота практически ничего не осталось, все авианосцы были потеряны,
топлива не хватало, а потеря Окинавы означала прорыв последней линии обороны и выход
неприятеля непосредственно к берегам Японии, так что пришлось задействовать и Ямато.
Заправленный для пути только в один конец, Ямато должен был дойти до Окинавы и
выброситься на берег, превратившись тем самым в береговую батарею. Расстреляв весь
боекомплект по американским десантным кораблям и кораблям поддержки, уцелевшие к
тому моменту члены экипажа Ямато должны были оставить свой корабль и присоединиться
к защитникам острова.
Но дойти Ямато до Окинавы было не суждено. Обнаруженный разведчиками, он подвергся
мощной и скоординированной атаке более чем трехсот самолетов, стартовавших с девяти
авианосцев оперативных соединений 58.1 и 58.3 ВМФ США, получил 10 торпедных и 13
бомбовых попаданий, и 7 апреля 1945 года затонул после взрыва артпогребов.



Линкор - бронированный артиллерийский военный корабль водоизмещением от 20 до 64
тысяч тонн, длиной от 150 до 263 м, вооруженный орудиями главного калибра от 280 до
460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Применялся в XX веке для уничтожения кораблей
противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных
операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Линейный крейсер - класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к
линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более легком бронировании.
Появились в начале ХХ века как развитие броненосных крейсеров. Они должны были
составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла.

Крейсер - боевой надводный корабль, способный выполнять задачи независимо от
основного флота, среди которых может быть борьба с легкими силами флота и торговыми
судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев, огневая поддержка
приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов,
постановка минных заграждений и другие.

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный
корабль для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе
ракетами), и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев
на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб,
артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Авианосец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная
авиация. Авианосцы располагают полетной палубой и другими средствами обеспечения
взлета и посадки самолетов, а также ангарами, техническими средствами обслуживания
и заправки авиатехники, средствами управления и обеспечения полетов.

Существовали так же корабли промежуточного класса - линкоры-авианосцы, сочетающие в
себе черты как линкора (мощное артиллерийское вооружение), так и авианосца (наличие
взлетной палубы). Представителями подобного класса можно назвать один из первых
английских авианосцев "Фьюриес" (позже, правда, перестроенный в классический
авианосец), и последний японский авианосец "Хьюга"